Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2. Экспериментальная работа по педагогическому сопровождению детей в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению
2.1. Изучения уровня адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению
В первой главе исследования освещается теоретический обзор проблемы адаптации и педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста к ДОУ. Оно включает в себя анализ ключевых понятий, связанных с этой темой и выявляет особенности педагогического процесса адаптации в дошкольном образовательном учреждении. Также обсуждаются этапы и ключевые позиции содержания проблемы педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста к ДОУ. В контексте второй главы предполагается проверить эффективность применения данной модели педагогического сопровождения на практике.
Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 2045 имени Героя Российской Федерации Д.А. Разумовского», город Москва, город Зеленоград. Вторая младшая группа № 4.
На момент проведения исследования в группе присутствовало 26 детей в возрасте 3-4 лет. а также их родители – 26 человек и педагоги – 2 человека.
Исследовательская работа состояла из трех этапов:
констатирующий; в период с июля по август был проведен анализ практики взаимодействия педагогов с родителями в процессе адаптации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ. Также проведена первичная оценка уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста к данному учреждению.
формирующий; в период с августа по сентябрь проводилась работа, направленная на систематическое улучшение процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к конкретному дошкольному учреждению путем внедрения модели педагогического сопровождения. Методы исследования в этот период включали опытно-поисковую работу, а также прямое и косвенное наблюдение.
контрольный; в сентябре была произведена фиксация достигнутых результатов проведенной работы в виде повышения уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста к данному учреждению.
При выборе диагностических методик исследования процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста руководствовались тем, чтобы они были непродолжительными по времени, щадящими в то же время достаточно информативными. Также диагностические методики должны учитывать социальное развитие ребенка, воспитание, деятельность самого ребенка.
В рамках исследования были выделены критерии оценки процесса социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению. Критерии включают в себя следующие параметры: аспекты поведения, степень вовлеченности в основную деятельность, уровень устойчивости к изменениям, эмоциональное состояние и ценностные установки.
Изучая работы исследователей Н.С. Аксариной, Гридневой, Б.А. Пыхтеева, по количественной оценке социальной адаптации, были определили четыре уровня тяжести адаптации к детскому саду:
Легкая адаптация, когда ребенок активен, быстро и легко приспосабливается к ДОУ. В этом случае изменения в окружающей среде минимальны, ребенок остается активным, и его поведение быстро возвращается к норме, обычно в течение 1-2 недель.
Средняя адаптация, характеризуется колебаниями в настроении, потерей аппетита и возможными проблемами со сном. Этот этап адаптации может затянуться на промежуток от 20 до 40 дней.
Тяжелая адаптация, когда ребенок может заболеть, потерять вес, появляются патологические привычки. Этот этап может продолжаться от двух до шести месяцев.
Очень тяжелая адаптация, встречаются редко, проявляется открытая агрессия при посещении ДОУ, может длиться полгода и более. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения.
В рамках нашего исследования были выделены категории критериев, направленных на оценку адаптации детей младшего дошкольного возраста в контексте дошкольного учреждения и включает в себя следующие параметры:
уровень тревожности и устойчивости к изменениям,
уровень физиологического состояния,
уровень взаимодействия ребенка со взрослыми,
уровень взаимодействия ребенка со сверстниками.
В контексте обсуждаемой нормы поведения ребёнка младшего дошкольного возраста, измерение и анализ его показателей позволяют более детально оценить процесс адаптации в дошкольном учреждении. Наличие или отсутствие изменений в указанных областях может служить своего рода индикатором успешности или трудностей, с которыми ребенок сталкивается в процессе интеграции в новую среду. Таким образом, систематический мониторинг вышеуказанных показателей помогает родителям и педагогам более эффективно поддерживать и сопровождать ребенка младшего дошкольного возраста в данном важном этапе его развития.
Используемые нами методики диагностики уровни адаптации к ДОУ среди младших дошкольников представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Диагностическая карта
Показатель
Диагностика
Уровень тревожности
Диагностическая методика 1. Методика диагностики тревожности (Р. Сирс)
Уровень физиологической адаптации к ДОУ
Диагностическая методика 2. Методика «Лист наблюдения за процессом адаптации к условиям ДОУ» (Н.Д. Ватутина)
Уровень взаимодействия ребенка со сверстником
Диагностическая методика 3 - «Сделаем вместе» (Р.Р. Калинина).
Уровень взаимодействия ребенка со взрослым
Диагностическое задание 4. Наблюдение за совместной игровой деятельностью со взрослым (автор: Д.Б. Эльконин).
Готовность ребенка в поступление в ДОУ
Анкета для родителей (Печора К.Л.)
Кратко представим описание используемых нами методикам и полученные результаты.
Диагностическая методика 1. Методика диагностики тревожности (Р. Сирс). Содержание методики представлено в Приложении 1.
Методика направлена на определение особенностей эмоционального состояния ребёнка: нормального или пониженного настроения, состояний тревоги, страха, удовлетворительной или низкой адаптации в новой или привычной социальной среде.
Методика определения уровня тревожности у дошкольника. Целью методики является определение внутреннего отношения ребёнка к определённому типу ситуаций. Протоколы на каждого ребёнка подвергаются количественному и качественному анализу.
Содержание: Исследование было проведено в течение дня с целью отметить присутствие признаков тревожности у ребенка.
Данные анализировались с учётом трёх уровней:
высокий уровень (1 балл),
средний уровень (2 балла)
низкий уровень (3 балла)
Высокий уровень. Дети демонстрируют универсальное проявление признаков тревожности или беспокойства в различных контекстах. Наблюдается изменчивое и часто негативное настроение, нарушения сна, характеризующиеся беспокойством и продолжительным засыпанием. Дети имеют низкий аппетит, редко и плохо питаются, не реагируют на уговоры со стороны педагога. Игровая активность становится проблематичной - проявляется лишь фрагментарный интерес к игрушкам, они играют только с несколькими выбранными предметами, не вступают в групповую игру и не общаются во время игры, предпочитая соло-занятия. Не способны самостоятельно найти занятие в пределах группового помещения.
Средний уровень. Дети в определенных контекстах проявляют признаки тревожности или беспокойства. Они характеризуются переменчивым, но в целом нейтральным настроением, испытывают затруднения со сном, хотя спят спокойно. У детей наблюдается плохой и избирательный аппетит, однако они реагируют на мотивацию со стороны педагога. Игровая активность демонстрирует средний уровень - они проявляют активный интерес к новым и необычным игрушкам, но предпочитают играть только с рядом выбранных предметов, вступая в групповые игры лишь по приглашению и не проявляя самостоятельной инициативы. В процессе игры дети общаются более активно с взрослыми, чем с сверстниками. Они способны самостоятельно находить занятие в рамках группового помещения, хотя на короткое время.
Низкий уровень. Ребенок проявляет отсутствие признаков тревожности или беспокойства. У них отмечается спокойное, уравновешенное настроение, они быстро засыпают. В плане питания у них хороший аппетит. Игровая активность у детей на среднем уровне - они интересуются новыми и нетрадиционными игрушками, однако предпочитают играть только с несколькими выбранными ими предметами. Присоединяются к групповым играм только по приглашению, не проявляя самостоятельной инициативы, а в процессе игры взаимодействуют преимущественно с взрослыми, а не со сверстниками. Они способны находить себе занятие в рамках группового помещения.
Итак, по методике 1 в экспериментальной группе получены следующие данные: у 23% детей (3 человека) наблюдается высокий уровень тревожности. Это Ваня Б., Василиса М., Вика С.,
Так Ваня Б., сидит на стульчике, плачет и на протяжении всего пребывания в группе спрашивает, когда придет мама. Вика С. пугается, когда кто-то входит в группу. Василиса М. часто плачет плохо ест, долго засыпает.
Игровая деятельность затруднена – они проявляют ограниченный интерес к игрушкам, играют только с несколькими выбранными ими предметами, в групповые игры не вступают, в процессе игры не общаются с другими детьми, предпочитая играть в одиночестве. Они не способны самостоятельно найти себе занятие в рамках общего помещения для игр.
У 77% детей (10 человек) – средний уровень тревожности. Алеша К. ест не все, очень избирательна к еде. Лиза Н. тяжело переживает расставание с мамой плачет, отказывается играть, но потом отвлекается и ведет себя спокойно.
Низкого уровня тревожности выявлено не было.
По методике 1 в контрольной группе получены следующие данные.
У 31% детей (4 человека) наблюдается высокий уровень тревожности. Так, Данила В. много плачет, пугается, когда кто-то входит в группу. Кира Ш. ест только когда рядом сидит воспитатель, одна также не засыпает, только если воспитатель сидит рядом. Не могут сами найти себе занятие в рамках помещения группы.
69% детей (9 человек) – средний уровень тревожности. Тимоша Е. ест не все, очень избирателен к еде. Валера К.. Другие дети утром по приходу в группу плачут, отказываются играть, но потом отвлекаются и ведут себя спокойно.
Низкого уровня тревожности среди младших дошкольников выявлено не было.
Полученные данные видим на диаграмме рисунка 1.
Рисунок 1. Результаты диагностики уровня тревожности на констатирующем этапе
Диагностическая методика 2.
Методика «Лист наблюдения за процессом адаптации к условиям ДОУ» (Н.Д. Ватутина).
Цель: выявить уровень физиологической адаптации к ДОУ.
Проведение исследования производится в парах.
Содержание: каждый из параметров оценивается по 5-балльной шкале, где 5 – это максимальный показатель, и 0 – это минимальный показатель. Таким образом, по данной методике каждый испытуемый может набрать от 0 до 45 баллов».
Ответы анализировались в соответствии со следующими уровнями.
Низкий уровень (0-15 баллов). Ребенок имеет нарушения аппетита и ест плохо. Засыпает долго, спит недостаточно и просыпается часто. Часто пропускает детский сад из-за заболеваний. В игровых и учебных деятельностях проявляет пассивность, сложно заинтересовать чем-то новым, не общается ни с взрослыми, ни со сверстниками, предпочитает заниматься в одиночестве.
Средний уровень (16-30 баллов). Ребенок имеет избирательный аппетит и ест средне. Засыпает долго, но спит спокойно, не просыпаясь по ночам. Иногда пропускает занятия из-за заболеваний. В игровой и учебной деятельности они демонстрируют некоторую пассивность, но их можно заинтересовать чем-то новым. Они общаются со взрослыми или сверстниками по приглашению, предпочитая индивидуальные занятия.
Высокий уровень (31-45 баллов). Ребенок ест самостоятельно и имеет хороший аппетит. Быстро засыпает, спит крепко и не просыпается ночью. Редко пропускает занятия из-за болезней. В игровых и учебных занятиях он проявляет активность, его легко заинтересовать чем-то новым. Самостоятельно общается с взрослыми или сверстниками, предпочитает групповые занятия.
По методике 2 в экспериментальной группе получены следующие данные.
Ни в одной группе младших дошкольников не было выявлено детей с высоким уровнем адаптации к ДОУ.
У 38% детей (5 человек) наблюдается низкий уровень адаптации к ДОУ. Так, Алеша В. самостоятельно не играет, может взять игрушку только после предложения педагога. Лиза Н. предпочитает играть одна, в групповой игре или деятельности не участвует.
62% детей (8 человек) проявляют средний уровень адаптации к ДОУ. Так, Георгий Г. сам не инициирует игру, но готов играть совместно с педагогом Матвей В. долго засыпает, просит педагога посидеть рядом, но потом спокойно спит до подъема.
По методике 2 в контрольной группе получены следующие данные.
У 54% детей (7 человек) наблюдается низкий уровень адаптации к ДОУ. Так, Олеся С., Анна О. и другие дети раннего возраста плохо едят и не проявляют аппетит. Засыпают долго, спят мало и тревожно, часто просыпаясь. Олеся С. самостоятельно не играет, может взять игрушку только после предложения педагога. Анна О. предпочитает играть одна, в групповой игре или деятельности не участвует.
46% детей (6 человек) – средний уровень адаптации к ДОУ. Так, Егор А., Федор К., Тихон Е. и другие дети младшего дошкольного возраста едят избирательно, проявляют средний аппетит. Тимофей А. сам не инициирует игру, но готов играть совместно с педагогом. Тихон Е. долго засыпает, просит педагога посидеть рядом, но потом спокойно спит до подъема.
Более наглядно результаты представлены на диаграмме рисунка 2.
Рисунок 2. Результаты диагностики уровня физиологической адаптации на констатирующем этапе
Диагностическая методика «Сделаем вместе» (Р.Р. Калинина). Содержание методики представлено в Приложении 2.
Цель: предназначена для оценки уровня развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстниками.
Инструкция: для проведения методики необходимы геометрическая мозаика и картинки с изображением предмета, состоящего из небольшого количества мозаичных фигур.